Почему задавать вопросы лучше, чем давать советы?

«Совет — это то, что мы просим, когда знаем уже ответ, но он нам не нравится» (Э. Джонг). Если задаться вопросом, для чего люди обращаются к психологу, то скорее всего будет получен ответ: чтобы получить совет, как действовать в трудной ситуации. Ответ типичный, однако в корне неверный. Более того, этический кодекс психолога запрещает давать советы.

В кодекс этот пункт попал неслучайно, тому есть несколько причин.

Во-первых, совет — это готовый пакет опыта, который может подойти или не подойти к конкретной ситуации клиента. Особенно, если требуется, чтобы совет прозвучал немедля, сразу после краткого изложения сути проблемы. Наиболее наглядно это проявляется в online-консультировании.

Например, клиент спрашивает: «Как мне научить ребенка постоять за себя?» Далее в такой консультации следует поток вполне закономерных вопросов психолога, проясняющих ситуацию. О возрасте ребенка, о том, каких именно действий ждет родитель от ребенка; совпадает ли мнение родителя и ребенка относительно того, что в конкретной ситуации необходимо как-то стоять за себя; и даже о том, как, собственно, выглядит то, что ребенок не может постоять за себя.

Это вопрос не праздный, потому что одна и та же номинация может нести в себе абсолютно разные смыслы. Для одного родителя не умеющий постоять за себя ребенок тот, который плачет и бежит к маме жаловаться, когда у него отбирает игрушку более решительно настроенный карапуз. Для другого — тот, кто лишь недостаточно быстро бьет в ответ на удар. Без ясного представления происходящего невозможно дать сколько-нибудь эффективные рекомендации. В идеале, клиент, отвечая на вопросы, поставленные консультантом, сам находит то решение, которое ему необходимо.

Во-вторых, клиенты зачастую просят совета, предполагая, что психолог-консультант владеет тем же объемом информации, что и они, или даже большим. Возможно, считывая эту самую информацию при помощи каких-то своих психологических штучек с первого взгляда. Психолог может быть тонким наблюдателем, но, увы, рентгеновским зрением не обладает, поэтому получить представление о происходящем с клиентом может, преимущественно задавая вопросы.

В-третьих, советование предполагает обязательную подстройку к клиенту сверху. Советовать может человек, старший по возрасту, более опытный, знающий, компетентный. Если психолог по каким-то параметрам не подходит под портрет возможного советчика, имеющийся у клиента, то совет не будет принят. Он может вызвать реакцию от недоумения до негодования в зависимости от ситуации и характера клиента. В случае несовпадения видения клиента и психолога, оказавшийся неуместным совет станет основой формирования разочарования в психологах в целом. Диалог «вопрос — ответ» предполагает паритетность в решении поставленной задачи, клиент и консультант объединяются для выработки решения в пользу клиента.

По мнению Н. О. Лосского, вопросы — это не суждения, а только зачатки суждений. Этот взгляд на суть вопроса представляется убедительным. Следовательно, как развивать эти зачатки и развивать ли — решать будет сам клиент. Навязывать свое мнение, давая совет, ни один консультант не вправе.


10:28 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Какой градусник выбрать? Виды, преимущества и недостатки

Какой градусник выбрать? Виды, п...

Температура тела — один из главных показателей состояния здоровья человека. Однако, прикоснувшись губами или приложив руку к поверхности лба, даже если вы — заботливая и сверхчув...
Обожающие Пить Сперму (Часть 3)

Обожающие Пить Сперму (Часть 3)

     Кейт и Линда оставили аллею, и решили поехать в центр города, и посмотреть " к кому бы еще пристать ", как Линда назвала это со смехом. Кейт все еще зудела о св...
И снова о каталогах

И снова о каталогах

В начале нужно определиться с тем, для кого и для чего вообще существуют каталоги и с какой целью их создают. Если вы простой пользователь, ищущий в интернете какую-то информацию или конкретный сайт...
Водительская медицинская комиссия в спб. Гарантия сохранения здоровья.

Водительская медицинская комисси...

На сегодня на дорогах становится всё больше машин. И, как результат, всё большее количество личностей обретают права на управление тс или собираются это сделать. Конечно, соответственно законодательст...
Воспитание юного артиста. Каким должен быть имидж?

Воспитание юного артиста. Каким ...

Мир меняется с пугающей скоростью. Такое ощущение, что в 21 веке земля стала набирать обороты, двигаясь вокруг солнца. Шестнадцатилетняя молодёжь считает себя уже взрослой, дети с первого класса начин...
Алмазная резка проемов. Технология и инструмент.

Алмазная резка проемов. Технолог...

Алмазная резка проемов - работа для профессионала. Сегодня на рынке строительных услуг за выполнение работ по изготовлению проема готова взяться любая "бригада" рабочих, с использованием ударно-разр...
Семья, дом, детиРемонт и СтроительствоМир вокруг насКультура и искусствоДеньги и работаОбразование и НаукаПсихологияКрасота и здоровьеЕда, рецептыКомпьютеры, связь, интернетИнтимная жизнь
Читаемые:

Развивая портал:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя широкий каталог познавательных и занимательных статей. Каждый посетитель отыщет для себя что-нибудь нужное. Адаптированный дизайн дает возможность вам максимально быстро находить подходящую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь найти нужную информацию стало просто.

Мы подобрали для вас полезные и отличные статьи. У нас сайте вы отыщите ответы на необходимые для вас вопросы. Простая система поиска дает возможность вам не тратя время отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Теперь, поиск актуальной информации будет занимать у вас секунды.