Кем снят один из самых известных польских фильмов? Памяти Анджея Мунка

Естественно, что «один из…» предполагает некую количественно неопределенную множественность. Два, три, двадцать девять… Но никак не один, конкретный фильм. Соответственно, при такой постановке вопроса ответить на него практически (равно, как и теоретически) невозможно.

Поэтому конкретизирую. Под «одним из самых известных» имеется в виду фильм «Пассажирка», вышедший на польские экраны 20 сентября 1963 года.

Но обо всё по порядку. Тем более, сегодня у нас есть повод вспомнить о режиссере этого фильма. О человеке, который вместе с Анджеем Вайдой, Кшиштофом Занусси и Ежи Кавалеровичем создавал то, что сегодня принято называть «новым польским кино». Дело в том, что 16 октября считается днем рождения Анджея Мунка.

Правда, год своего рождения даже сам Мунк — если верить сохранившимся в архиве Союза польских кинематографистов документам — не мог указать точно. В некоторых анкетах он пишет, что родился в 1920 году, в иных это событие датирует годом позже. А вот день его рождения — 16 октября — не вызывает большого сомнения. И дата — 16 ноября, указанная в некоторых справочниках (например, «Творцы польского кино», издательства «Лексикон»), как считают многие исследователи творчества этого польского режиссера, скорее всего, ошибочна.

Поэтому, если о дате рождения Анджея Мунка — 16. 10. 1921 г., можно говорить с определенной (пусть и достаточно большой) долей вероятности, то место его рождения — Краков, известно точно. Здесь же, в Кракове, в июне 1939 года Анджей закончил гимназию. Но после того как началась война и Польшу оккупировали нацисты, он, скрывая своё еврейское происхождение, был вынужден перебраться в Варшаву, где устроился на работу техником в одну из строительных организаций.

Здесь его застало начавшееся 1 августа 1944 года Варшавское Восстание. Значительно позже его личные впечатления участника восстания окажутся востребованы при создании ленты «Eroica» (1958), первая из двух новелл которой, выполненная, по мнению большинства критиков, с явно выраженной сатирической составляющей, показала не только чудовищный трагизм происходившего в те дни в польской столице, но и ложь, с которой пришлось столкнуться повстанцам. За что, кстати, Мунка, нещадно критиковали.

Но всё это будет через 14 лет, а тогда, в октябре 1944 года, после капитуляции Восстания, Анджею удалось выбраться из Варшавы. Естественно, он направился в те места, которые хорошо знал и где шанс найти хотя бы временное укрытие был значительно выше. Это удалось ему сделать неподалеку от Кракова, в Могиле, где Мунк устроился рабочим на табачную фабрику.

Правда, у хорошо известных тебе мест есть и определенные минусы. Там не только ты, но и тебя знают. А значит велика опасность, что кто-то может сообщить куда следует о твоём еврейском происхождении. Поэтому в Могиле Анджей проработал недолго. Как только появилась такая возможность, он перебрался в Закопане, где устроился на работу контролером на подъемник канатной дороги, что была построена незадолго до войны (1935−36 гг. ) на одну из самых высоких вершин Западных Татр — Каспровы Верх (1987 м).

Только после освобождения Польши Мунк возвращается в Варшаву.

Жизнь продолжается, потихоньку начиная входить в мирную колею, и надо решать — а что делать дальше? Наверное, в первую очередь, получать образование. И Анджей поступает на отделение архитектуры Варшавского политехнического института. Правда, вскоре, из-за болезни, обучение приходится прервать. А после выздоровления Мунк продолжает его уже на юридическом факультете Варшавского университета. Но правоведом он так и не стал. В 1951 году Анджей закончил обучение и получил диплом Государственной высшей киношколы в Лодзи (операторское и режиссерское отделение).

А работать по своей будущей специальности — оператором Польской Кинохроники — он начал ещё студентом, в 1950 г. На Варшавской студии документальных фильмов Мунк снял чуть более десяти картин. Среди них такие как «Слово железнодорожников» (1953), «Звезды должны гореть» (1954), «Воскресное утро» (1955), получившая в 1959 году главную премию Международного кинофестиваля в Венеции по номинации документальных фильмов «Прогулка по старому городу» (1958).

Именно документалистика сформировала тот хорошо знакомый многим любителям кино, своеобразный художественный язык Мунка — жесткий, аскетичный и саркастический, который сегодня так часто противопоставляется романтизму лент его современников — Вайды и Кавалеровича.

Уже первая работа Анджея в игровом кино — среднеметражный, стилизованный под документальный, фильм «Голубой крест» (1955) о спасении раненых в горах партизан, отметили своим вниманием и зрители, и кинокритики. В год своего выхода на экраны картина получила бронзовую награду Международного кинофестиваля в Венеции.

Но подлинное признание Мунку принесла его следующая лента — «Человек на рельсах» (1956), с которой, собственно, и началась «оттепель» в польском кинематографе. За ней последовали «Еroica» (1957) и «Косоглазое счастье» (1959, в советском прокате «Шесть превращений Яна Пищика»), не только подтвердившие особую роль Мунка в польском кинематографе, но поставившие его в ряд ведущих мастеров если не мирового, то европейского киноискусства.

А в 1961 году Анджей начал работу над фильмом «Пассажирка» — экранизацией романа прошедшей через Освенцим и чудом выжившей Софии Посмыш-Пясецкой — «Пассажирка из каюты 45» (в СССР опубликован в журнале «Иностранная литература», 1963, № 8). Как и в романе, действие кинокартины должно было разворачиваться в двух временных плоскостях — во время войны, в концлагере Освенцим, и уже в мирное время конца 50-х годов. Но Мунк успел отснять только часть из задуманного, только «военно-лагерную» составляющую будущего фильма.

Из Освенцима, где завершилась съемка военной натуры, он возвращался в Лодзь, чтобы продолжить съемочный процесс уже там. Дело было под вечер, 20 сентября 1961 года. Приближавшееся к горизонту, заходившее солнце било водителю в глаза, ослепляя его. Скорее всего, именно поэтому находившийся за рулем Мунк, въезжая у Ловича на равнозначный перекресток, не заметил двигавшийся справа грузовик. Столкновения избежать не удалось.

Так не стало Анджея Мунка.

Не так давно, к очередной годовщине со дня смерти режиссера, Анджей Вайда сказал: «Я думаю, польское кино сегодня выглядело бы иначе, если бы Анджей Мунк прожил дольше». Понимание этого, как мне кажется, было уже тогда, в 1961-м…

Никто не знал, что делать после смерти режиссера. Ни у одного из его коллег не поднималась рука продолжить начатое Мастером и в полном объеме попробовать реализовать задуманное им. Только через год ассистент Мунка, Витольд Лесевич, решился смонтировать всё то, что успел отснять Анджей, объединив разрозненные фрагменты во что-то целостное. Текст закадрового комментария к фильму написал Виктор Ворошильский.

И 20 сентября 1963 года, во вторую годовщину со дня смерти Анджея Мунка, на польские экраны вышел 58-минутный вариант фильма, смонтированный Витольдом Лесевичем. Та самая «Пассажирка», что получила множество международных и национальных премий и призов и со временем стала одной из наиболее известных польских кинокартин.


11:09 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Ремонт стиральных машин

Ремонт стиральных машин

Блага цивилизации давно стали привычными в нашей повседневной жизни. Тем острее мы воспринимаем поломки бытовой техники и связанные с этим неудобства. Одна из незаменимых вещей нашего быта – холодильн...
Где скрываются интересные музеи? Вастселиина

Где скрываются интересные музеи? Вастселиина

Дождь. Не просто накрапывает, а льёт как из ведра. В салоне тепло и сухо, только вот нельзя травмировать окружающих сигаретным дымом. А так — хорошо. Дождь. Но не для того же мы за дв...
Что может быть прекраснее берёзовой рощи?

Что может быть прекраснее берёзовой рощи?

Наверное, нежный шелест молодой листвы в берёзовых рощах пробудил у юного Есенина (и, скорее всего, у многих иных поэтов и писателей) поэтическую страсть. Кстати, «Берёза» — пер...
Чудеса в Решетове(фильм)

Чудеса в Решетове(фильм)

Чудеса в Решетове(фильм)СюжетКомпания сказочных героев скитается по свету. Долго оставаться на одном месте они не могут: люди начинают с подозрением относится к нестареющей Василисе Прекрасной, хитром...
Что сделать из остатков ламината?

Что сделать из остатков ламината?

Вечная проблема при ремонтах — куда деть остатки материалов? Выбросить — вроде жалко, все же деньги стоили, да и мало ли, вдруг пригодится куда. И пылятся на балконах и...
Пустыни в России: недалекое будущее или уже реальность?

Пустыни в России: недалекое будущее или уже реальнос...

17 июня — Всемирный день по борьбе с опустыниванием и засухой. Дата отмечается в календарях с 1995 г. , с тех пор, как была установлена на 49 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Каз...
Интересное

Почему близорукие не носят очки?

Очки спасают близоруких. Не видел — увидел. Хорошо это. Правда, немного неудобно. То запо...

Каким бывает голод? Информационным!

Современный человек каждый день пропускает сквозь себя море информации. Восприятие таковой &mda...

Что радует на участке зимой? Ягоды на снегу

Отцветёт первоцветами весна, отбуяет лето, потускнеют «багрец и золото» осени, опустеет ...

Решетки на окна. Защищенность всякого жилища.

Защита частного дома – один из перечня важнейших факторов, который заставляет переживать в принципе ...

Вкусные рецепты: Salatik "Pekin", Пирожн

Salatik "Pekin"Kapysty tonko nawunkovat,domavit grydky,ananasu,majonez.Pered podaczej na stol dobavi...

Что можно приготовить у рыбацкого костра?

У нас на Волге, считай, все рыбаки. Одни, так сказать, «из любви к искусству», другие&nb...

Что такое психологический портрет личности?

В давние времена художники-портретисты пользовались большим уважением и получали достойное вознаграж...

Специи как лекарство: поправим здоровье?

Современную кухню невозможно представить без специй, поэтому у каждой хозяйки, как правило, можно об...

Пустыни в России: недалекое будущее или уже реальн

17 июня — Всемирный день по борьбе с опустыниванием и засухой. Дата отмечается в кал...

Как правильно чистить золотые украшения?

Золото — волшебный и загадочный металл. Он привлекает нас не только красотой, но и магиче...



Новости развития информационнного портала:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя широкий каталог познавательных и занимательных статей. Каждый посетитель отыщет для себя что-нибудь нужное. Адаптированный дизайн дает возможность вам максимально быстро находить подходящую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь найти нужную информацию стало просто.

Мы подобрали для вас полезные и отличные статьи. У нас сайте вы отыщите ответы на необходимые для вас вопросы. Простая система поиска дает возможность вам не тратя время отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Теперь, поиск актуальной информации будет занимать у вас секунды.