С чего начинается Петрозаводск?

Театр, как известно, начинается с вешалки. А вот город? Или любой другой крупный населенный пункт. С чего у нас начинается первое знакомство с ними? В большинстве случаев… С вокзала! Да и как иначе? До них ведь, этих населенных пунктов, как-то добраться надо.

Олени, понятное дело, значительно лучше самолетов, пароходов, паровозов, но… Где они в том же самом Петрозаводске? Вот в Воркуте — да, есть. А в столице Карелии… Ау-у-у! Кричи — не кричи, всё — без толку. Не было, нет, да и не будет, наверное. Хоть и север, но не климат оленям здесь.

Поэтому тот, кто приезжает в Петрозаводск, первым делом попадает на вокзал. В подавляющем большинстве случаев — на железнодорожный. Речной действует только в период навигации на Онежском озере — с мая по октябрь. А междугородний пассажиропоток воздушным и автомобильным транспортом настолько незначителен по сравнению с железной дорогой, что соответствующего вокзала в городе нет. Автостанция — есть. А вот вокзала… Увы!

Вот и я приехал в Петрозаводск поездом. Давно это было. Уже более двадцати лет прошло, как первый раз вышел на перрон у петрозаводского железнодорожного вокзала, а картинка перед глазами — как будто всё только вчера произошло.

Вышел из вагона, смотрю… А на здании вокзала, на фоне ещё темного неба — зимой на севере поздно светает, — ярко горят большие красные буквы. И не кириллицей они. Латиницей. «Petroskoi».

Да это ещё полбеды. Настоящая паника началась, когда я на привокзальной площади оказался. И увидел на обрамляющих её полукольцом зданиях не менее яркие надписи. Уже синим. Но — точно такой же латиницей, как и на самом вокзале. «Ruokatavara» (как потом выяснилось, «бакалея») — на фасаде одного из домов, и чуть правее — «apteekki», на другом.

Увидел и сразу же Латвию вспомнил. Там ведь буквально на какой десяток километров отъехал от Риги и — всё. Без знания латышского… Ой, как тяжело!

И если здесь — так же… Мамочка моя! Да как же я в этой Карелии работать буду?

Ничего. И приработался, и прижился. Хотя ни карельского, ни финского языков так до сих пор и не знаю. Не возникло такой необходимости — учить их. А вот первая встреча с одним из символов карельской столицы — Петрозаводским железнодорожным вокзалом, благодаря этим надписям и вызванными ими эмоциями, так и осталась в памяти.

Но то давнее знакомство, между прочим, могло бы и не состояться. Дело в том, что первый железнодорожный вокзал был построен в Петрозаводске в 1916 году.

Черноморские проливы контролировались Турцией. А она в ходе Первой мировой воевала на стороне Германии и Австро-Венгрии. Поэтому значительно возросла роль Мурманского морского порта, который мог в течение всего календарного года принимать поступающие от союзников военные стратегические грузы. Которые не только принять, но и к фронту доставить надо! Поэтому уже в 1914 году ударными темпами началось строительство железной дороги от Петрограда на Мурманск.

Первым делом — магистраль. Но уже вторым этапом — её обустройство. Вот так Петрозаводск обзавелся своим первым железнодорожным вокзалом.

Встал он тогда в районе современного Первомайского проспекта, примерно в двух километрах восточнее от своего нынешнего, более молодого собрата. И кто его знает, может, так и стоял бы там, если бы не Великая Отечественная.

Со 2 октября 1941-го, почти три года, Петрозаводск был оккупирован финскими войсками. Когда 28 июня 1944-го в него вступили передовые части Красной Армии, большая часть центральной части города лежала в руинах. Восстанавливать карельскую столицу нужно было практически с чистого листа.

И у возглавившего Управление по делам архитектуры Карело-Финской ССР Дмитрия Масленникова появилась идея сформировать совершенно новый архитектурный облик Петрозаводска. Одним из его элементов должен был стать перенос железнодорожного вокзала к центру города. Задумка Масленникова была поддержана правительством республики, которое уже в 1946 году утвердило новый генеральный градостроительный план карельской столицы.

Но, прежде чем приступить к строительству нового вокзала, предстояло выполнить целый ряд подготовительных работ — снести склады, находившиеся на отведенном под его возведение месте, перенести железнодорожные пути и переустроить их. На всё это потребовалось несколько лет.

Поэтому практическая реализация идеи переноса вокзала началась только в 1953 году. Здание в стиле позднего неоклассицизма спроектировал достаточно известный для своего времени ленинградский архитектор В. Ципулин. Среди его работ, относящихся к этому периоду, можно вспомнить жилые дома №№ 14, 16 по Кавалергардской улице в Санкт-Петербурге (1957 г. постройки), спроектированный совместно с В. Кузнецовым Рижский железнодорожный вокзал (1957−66 гг. ).

Архитектурные особенности нового вокзала во многом определялись рельефом местности, постепенно понижающейся в сторону Онежского озера, что, в свою очередь, обуславливало наличие значительной разницы между уровнями привокзальной площади и перрона. Выход был найден автором проекта при разработке фасадов здания, которые получились оригинальными как с одной, так и с другой стороны. От перрона вокзал двухэтажный. От привокзальной площади у него на этаж больше.

Такое авторское решение позволило, с одной стороны, уйти от часто встречающихся в анфиладной планировке недостатков, заключающихся в монотонном однообразии идущих друг за другом помещений, а с другой — разделить рабочую зону и зону ожидания, разместив их на разных уровнях.

На первом этаже двусветного зала располагаются служебные помещения и подземный переход — туннель, по которому можно попасть к платформам второго и третьего пути. Здесь же раньше располагались и билетные кассы, которые в 1979 году переместились в построенный рядом с вокзалом по проекту архитектора Э. Воскресенского багажно-кассовый центр.

Ресторан и зал ожидания находятся на втором этаже вокзала, балкон которого украшен монументальной колоннадой коринфского ордера. Литье ограждения балкона на этаже, так же, как и перила лестниц, ведущих к нему, украшены декоративными вставками, напоминающими о главном природном богатстве республики — её хвойных лесах.

Основной элемент композиции здания со стороны привокзальной площади — заглубленный четырехколонный портик его главного входа, над которым возвышается круглый бельведер. Уже на нем — восьмигранная башенка, как короной, увенчанная 17-метровым шпилем.

А ведь его, между прочим, могло бы и не быть. На время строительства вокзала (1953−55 гг. ) пришелся очередной всплеск борьбы с излишествами. В том числе и архитектурными. И кому-то из больших начальников шпиль петрозаводского вокзала показался именно таким излишеством. На счастье жителей карельской столицы и не только их, он был изготовлен ещё до того, как появилось известное нам мнение. Ну, а раз этот архитектурный элемент уже есть в наличии… Ну, не выбрасывать же его!

И не выбросили. Установили. Зато теперь достаточно длинный — 82 м — корпус вокзала не выглядит монотонным. Выступающий за основную линию фасада центральный ризалит, украшенный бельведером, башенкой и шпилем, — настоящие ворота карельской столицы, справа и слева от которых, как охраняющие их караульные помещения (кордегардии) — уже боковые ризалиты.

Своих первых пассажиров петрозаводский вокзал принял 5 марта 1955 года. С тех пор именно он самый первый встречает всех, кто приезжает в столицу Карелии. И если у кого-то вдруг появилось желание проверить это, — приезжайте! И в Петрозаводске, и в Карелии есть места, которые стоит посмотреть…


17:01 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:
* 1. Выберите правильный вариант:
* 2. Введите ответ цифрами: семь плюс четыре равно


Как выбрать микроскоп

Как выбрать микроскоп

Если перед Вами встала задача подобрать микроскоп и Вы не знаете с чего начать, знайте - Вы не одиноки. Что бы сузить область поиска, решите для себя, для каких задач планируете использовать данное ус...
О каком первоклассном фильме Хэла Эшби мало кто слышал? «Последний наряд»

О каком первоклассном фильме Хэл...

Чуть больше, чем через 30 лет после того, как был снят этот фильм (1973), журнал «TotalFilm» поместил его в топ «50 первоклассных фильмов, о которых вы даже не слышали…»...
С продуктами Гербалайф в мой дом пришло здоровье!

С продуктами Гербалайф в мой дом...

Я  всегда была очень активным ребенком: ходила на спортивные секции, в бассейн, зимой каталась на лыжах и коньках.    Но в 13 лет все изменилось - каждую четверть я начала болет...
За что можно любить железную дорогу?

За что можно любить железную дор...

Наверное, такими мы стали благодаря той стране, в которой родились. И выросли. В которой было принято появляться на свет в одном месте, учиться — в другом, служить срочную — в тр...
Порода кошек манчкин

Порода кошек манчкин

Удивительные коротконогие манчкины относятся к неселекционным породам. Эти трогательные кошки-таксы были выведены в результате спонтанной мутации, однако заманчивая возможность создать столь причудлив...
Установить Oперу. Как установить браузер Opera на свой компьютер?

Установить Oперу. Как установить...

Вы решили установить Opera на своём компьютере,я полностью Вас поддерживаю,вы сделали правильный выбор,так как это действительно один из самых быстрых браузеров,очень прост и удобен в использовании,вп...
Семья, дом, детиРемонт и СтроительствоМир вокруг насКультура и искусствоДеньги и работаОбразование и НаукаПсихологияКрасота и здоровьеЕда, рецептыКомпьютеры, связь, интернет
Самое интересное:

Развивая портал:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя широкий каталог познавательных и занимательных статей. Каждый посетитель отыщет для себя что-нибудь нужное. Адаптированный дизайн дает возможность вам максимально быстро находить подходящую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь найти нужную информацию стало просто.

Мы подобрали для вас полезные и отличные статьи. У нас сайте вы отыщите ответы на необходимые для вас вопросы. Простая система поиска дает возможность вам не тратя время отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Теперь, поиск актуальной информации будет занимать у вас секунды.