Технология подготовки учащихся к ЕГЭ

Т.Н. Родионова,

учитель русского языка и литературы,

учитель высшей категории ГОУСОШ № 603


В настоящее время одним из направлений модернизации системы российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования.

Важным показателем качества знаний, умений и навыков учащихся стал экзамен по русскому языку в формате ЕГЭ.

Экзаменационная работа, по замыслу авторов-разработчиков, предназначена для наиболее объективной оценки состояния подготовки учащихся с целью их аттестации за курс средней школы и отбора наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения в вузах.

Авторами-разработчиками контрольно-измерительных материалов учтены требования, зафиксированные в нормативных документах. Задания соответствуют образовательным школьным программам, однако отличаются характером предлагаемого материала и видом деятельности учащихся, осуществляемой при их выполнении.

Подготовка к ЕГЭ начинается с обучения в начальной школе. С первого класса необходимо уделять особое внимание отработке почерка. Во втором классе учащиеся знакомятся с первыми орфограммами. Учителю следует обучать учеников не только видеть орфограмму, но и пояснять её. В начальной школе необходимо также вырабатывать умения находить в предложенном для анализе тексте ключевые слова, главную мысль и точку зрения автора и т. д. В средней школе учащиеся должны быть ознакомлены с технологией составления и написания теста. Для решения этой задачи полезно использовать задания на составление самими учащимися тестов по изученным темам.

Безусловно, каждый выявит в процессе работы свои подходы к подготовке учащихся к экзамену с учётом специфики предмета, но, бесспорно, остаются общие требования к работе любого учителя:

1. Научить ученика говорить. Возникает необходимость в обогащении словарного запаса учащихся, в развитии умения пользоваться научной терминологией.

2. Формировать умение работать с учебной литературой и с дополнительными источниками информации.

3. Развивать умственную самостоятельность учащихся: объяснить свою позицию, научно обосновывать то или иное явление, высказать своё аргументированное мнение по тому или иному вопросу, проявлять критичность.

В КИМах выделяется (по сложности) три уровня заданий.

Обучая учащихся умению выполнять задания, рекомендую обязательно ориентироваться на выполнение заданий всех трех блоков, несмотря на то, что для положительной оценки достаточно безошибочно выполнить задания блоков «А», «В», но от возможной ошибки в них никто не застрахован, поэтому даже 2-3 балла, полученные при выполнении заданий блока «С» могут помочь ученику избежать удовлетворительной оценки.

Методически сложным является научить учащихся действовать «методом от противного», то есть первоначально определить абсолютно неверные варианты и, исключив их, проанализировать оставшиеся. Выход из положения - метод упражнений. Практика доказывает его эффективность.

Опыт работы убеждает в том, что занятия по подготовке учащихся к ЕГЭ необходимо проводить дифференцировано в зависимости от степени обученности каждого ученика. Для этого класс необходимо разделить, как минимум, на три группы, занятия планируются отдельно для каждой группы. Подготовка к написанию эссе, наоборот, должна проводиться с целым классом одновременно, так как слабо подготовленные учащиеся получают возможность ориентироваться на хорошие образцы и учиться у одноклассников логично, точно, правильно и образно высказывать свои мысли, а, главное, аргументировать свою точку зрения. Даже слабо успевающих учащихся возможно обучить выполнению заданий блока «С».

Актуальным является использование на уроках новых, отвечающих запросам современного общества технологий, в числе которых информационные, направленные на совершенствование контроля и управления качеством образования.

Компьютерное исследование оценки качества знаний позволяет получить возможность независимой объективной информации об учебных достижениях учащихся, оперирования реальными показателями. Большим подспорьем в решении этого вопроса является школьный информационный центр, имеющий разнообразный материал по курсу любых дисциплин. Использование многоуровневых обучающих программ позволяет учителю проследить динамику образовательных достижений учащихся: формирование информационных умений и информационной культуры, развитие операционного мышления, направленность учащихся на выбор оптимальных решений, умение грамотно пользоваться разнообразными источниками информации, правильно организовать процесс сбора и переработки информации. Информационная компетентность может быть сформирована при естественном, осмысленном включении компьютерных технологий в весь образовательный процесс, причём не только на уроках, но и на элективных занятиях.

На занятиях я часто пользуюсь возможностями школьного информационного центра. Любой ученик имеет возможность в удобное для него время повторить или познакомиться с материалом, изученным на элективном курсе по подготовке к ЕГЭ. С этой целью мною разработана специальная программа элективного курса «ЕГЭ - успешно и без волнений». Постоянно пополняющаяся база элективного курса, включает в себя чёткие указания выпускникам по выполнению заданий аттестационной работы, справочные материалы для подготовки к ней. Но использование тренажёров и контрольно-оценочных программ имеет ряд негативных последствий:

- тренажёры заставляют ученика действовать в условиях временного дефи¬цита, что препятствует осмыслению действий и создаёт стрессовую ситуацию;

- контрольно-оценочные программы интерпретируют только результаты действий, а не сам процесс решения. Полученная с их помощью информация абсолютно не помогает учащемуся в освоении учебного содержания и форм работы.

Обратная связь необходима, полагаться только на информационные носители нельзя, использование компьютерных технологий должно быть продуманным, дозированным и оправданным.

Безусловно, добиться высокого показателя уровня знаний, умений и навыков учащихся возможно лишь при условии координированной работы всех учителей школы.

Опыт, полученный при подготовке учащихся к ЕГЭ, помог выявить некоторые проблемы учащихся при работе с текстом:

• Недостаточное понимание учащимися содержания текста, выделение основной мысли, нахождение ключевых слов.

• Неверное толкование слов, незнание их лексического значения.

• Неумение распознать авторскую позицию, освещенную в тексте.

• Неумение корректно высказать собственную позицию по проблеме, поднятой автором, неумение рассуждать.

• Сложности вызывает и оформление работы. Истоки - в неумении слушать, точно выполнять указания.

Истоки подобных проблем, как нам представляется, кроются в недостаточной самостоятельной деятельности учащихся на уроке при работе с первоисточником и дополнительной литературой. Наши ученики пассивны, не всегда самостоятельны, с каждым годом всё чаще наблюдается снижение уровня мотивации к обучению.

Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку позволяет говорить о том, что наличие элективного курса, определенная технология подготовки учащихся к аттестации, возможности школьного информационного центра помогают преодолевать трудности и добиваться положительных результатов: средний балл ЕГЭ по русскому языку в школе в пределах 3,6—3,8 баллов.



01:37 15.12.2016



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Моя сладкая Ленка. Первый раз

Моя сладкая Ленка. Первый раз

Лееееееенка. 18 лет, ученица последнего класса, отличница, окончившая школу в итоге с серебряной медалью. Спортсменка, первый разряд по бегу на средние дистанции. Рост чуть выше 170 сантиметров, не ху...
Как передается ненормальное поведение?

Как передается ненормальное пове...

В последнее время по разным изданиям кочует сенсация, начало которой положила статья в газете «Аргументы и факты» (№ 38 от 21. 09. 2005) «Шизофрения — как про...
Детский массаж изучаем на курсах

Детский массаж изучаем на курсах

Детский массаж способен настроить капризный организм ребенка на веселый лад: улучшается аппетит, тихони становятся более подвижными, а непоседы начинают проявлять усидчивость и внимательность. Недонош...
Вкусные рецепты: Сливочно-смородиновый желейный торт "Полосатик", Строчки в сметане а ля жульен, Сирийский манно-ореховый торт с шоколадом и финиками

Вкусные рецепты: Сливочно-смород...

Сливочно-смородиновый желейный торт "Полосатик"Отлить в отдельную чашку 100 мл сливок. 15 г желатина (1,5 пакетика) размешать в отлитых сливках, нагревать на водяной бане до полного растворения. Желат...
Одиночество или...? Решаем важные вопросы

Одиночество или...? Решаем важны...

Зачем мы так стремимся к отношениям и почему избегаем одиночества? Что так притягивает нас? Что хотим обрести? Для большинства из нас это возможность почувствовать себя любимыми, ценными, важными. Эт...
Гость из недалекого будущего

Гость из недалекого будущего

С выходом новых версий ОС Windows и соответственно обновленных служб, нередко в списке изменений встречаются такие фразы как «Добавлена поддержка IPv6 или IPv6 совместимо». Большинству администраторов...
Семья, дом, детиРемонт и СтроительствоМир вокруг насКультура и искусствоДеньги и работаОбразование и НаукаПсихологияКрасота и здоровьеЕда, рецептыКомпьютеры, связь, интернетИнтимная жизнь
Стоит прочесть:

О портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя широкий каталог познавательных и занимательных статей. Каждый посетитель отыщет для себя что-нибудь нужное. Адаптированный дизайн дает возможность вам максимально быстро находить подходящую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь найти нужную информацию стало просто.

Мы подобрали для вас полезные и отличные статьи. У нас сайте вы отыщите ответы на необходимые для вас вопросы. Простая система поиска дает возможность вам не тратя время отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Теперь, поиск актуальной информации будет занимать у вас секунды.