Технология подготовки учащихся к ЕГЭ

Т.Н. Родионова,

учитель русского языка и литературы,

учитель высшей категории ГОУСОШ № 603


В настоящее время одним из направлений модернизации системы российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования.

Важным показателем качества знаний, умений и навыков учащихся стал экзамен по русскому языку в формате ЕГЭ.

Экзаменационная работа, по замыслу авторов-разработчиков, предназначена для наиболее объективной оценки состояния подготовки учащихся с целью их аттестации за курс средней школы и отбора наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения в вузах.

Авторами-разработчиками контрольно-измерительных материалов учтены требования, зафиксированные в нормативных документах. Задания соответствуют образовательным школьным программам, однако отличаются характером предлагаемого материала и видом деятельности учащихся, осуществляемой при их выполнении.

Подготовка к ЕГЭ начинается с обучения в начальной школе. С первого класса необходимо уделять особое внимание отработке почерка. Во втором классе учащиеся знакомятся с первыми орфограммами. Учителю следует обучать учеников не только видеть орфограмму, но и пояснять её. В начальной школе необходимо также вырабатывать умения находить в предложенном для анализе тексте ключевые слова, главную мысль и точку зрения автора и т. д. В средней школе учащиеся должны быть ознакомлены с технологией составления и написания теста. Для решения этой задачи полезно использовать задания на составление самими учащимися тестов по изученным темам.

Безусловно, каждый выявит в процессе работы свои подходы к подготовке учащихся к экзамену с учётом специфики предмета, но, бесспорно, остаются общие требования к работе любого учителя:

1. Научить ученика говорить. Возникает необходимость в обогащении словарного запаса учащихся, в развитии умения пользоваться научной терминологией.

2. Формировать умение работать с учебной литературой и с дополнительными источниками информации.

3. Развивать умственную самостоятельность учащихся: объяснить свою позицию, научно обосновывать то или иное явление, высказать своё аргументированное мнение по тому или иному вопросу, проявлять критичность.

В КИМах выделяется (по сложности) три уровня заданий.

Обучая учащихся умению выполнять задания, рекомендую обязательно ориентироваться на выполнение заданий всех трех блоков, несмотря на то, что для положительной оценки достаточно безошибочно выполнить задания блоков «А», «В», но от возможной ошибки в них никто не застрахован, поэтому даже 2-3 балла, полученные при выполнении заданий блока «С» могут помочь ученику избежать удовлетворительной оценки.

Методически сложным является научить учащихся действовать «методом от противного», то есть первоначально определить абсолютно неверные варианты и, исключив их, проанализировать оставшиеся. Выход из положения - метод упражнений. Практика доказывает его эффективность.

Опыт работы убеждает в том, что занятия по подготовке учащихся к ЕГЭ необходимо проводить дифференцировано в зависимости от степени обученности каждого ученика. Для этого класс необходимо разделить, как минимум, на три группы, занятия планируются отдельно для каждой группы. Подготовка к написанию эссе, наоборот, должна проводиться с целым классом одновременно, так как слабо подготовленные учащиеся получают возможность ориентироваться на хорошие образцы и учиться у одноклассников логично, точно, правильно и образно высказывать свои мысли, а, главное, аргументировать свою точку зрения. Даже слабо успевающих учащихся возможно обучить выполнению заданий блока «С».

Актуальным является использование на уроках новых, отвечающих запросам современного общества технологий, в числе которых информационные, направленные на совершенствование контроля и управления качеством образования.

Компьютерное исследование оценки качества знаний позволяет получить возможность независимой объективной информации об учебных достижениях учащихся, оперирования реальными показателями. Большим подспорьем в решении этого вопроса является школьный информационный центр, имеющий разнообразный материал по курсу любых дисциплин. Использование многоуровневых обучающих программ позволяет учителю проследить динамику образовательных достижений учащихся: формирование информационных умений и информационной культуры, развитие операционного мышления, направленность учащихся на выбор оптимальных решений, умение грамотно пользоваться разнообразными источниками информации, правильно организовать процесс сбора и переработки информации. Информационная компетентность может быть сформирована при естественном, осмысленном включении компьютерных технологий в весь образовательный процесс, причём не только на уроках, но и на элективных занятиях.

На занятиях я часто пользуюсь возможностями школьного информационного центра. Любой ученик имеет возможность в удобное для него время повторить или познакомиться с материалом, изученным на элективном курсе по подготовке к ЕГЭ. С этой целью мною разработана специальная программа элективного курса «ЕГЭ - успешно и без волнений». Постоянно пополняющаяся база элективного курса, включает в себя чёткие указания выпускникам по выполнению заданий аттестационной работы, справочные материалы для подготовки к ней. Но использование тренажёров и контрольно-оценочных программ имеет ряд негативных последствий:

- тренажёры заставляют ученика действовать в условиях временного дефи¬цита, что препятствует осмыслению действий и создаёт стрессовую ситуацию;

- контрольно-оценочные программы интерпретируют только результаты действий, а не сам процесс решения. Полученная с их помощью информация абсолютно не помогает учащемуся в освоении учебного содержания и форм работы.

Обратная связь необходима, полагаться только на информационные носители нельзя, использование компьютерных технологий должно быть продуманным, дозированным и оправданным.

Безусловно, добиться высокого показателя уровня знаний, умений и навыков учащихся возможно лишь при условии координированной работы всех учителей школы.

Опыт, полученный при подготовке учащихся к ЕГЭ, помог выявить некоторые проблемы учащихся при работе с текстом:

• Недостаточное понимание учащимися содержания текста, выделение основной мысли, нахождение ключевых слов.

• Неверное толкование слов, незнание их лексического значения.

• Неумение распознать авторскую позицию, освещенную в тексте.

• Неумение корректно высказать собственную позицию по проблеме, поднятой автором, неумение рассуждать.

• Сложности вызывает и оформление работы. Истоки - в неумении слушать, точно выполнять указания.

Истоки подобных проблем, как нам представляется, кроются в недостаточной самостоятельной деятельности учащихся на уроке при работе с первоисточником и дополнительной литературой. Наши ученики пассивны, не всегда самостоятельны, с каждым годом всё чаще наблюдается снижение уровня мотивации к обучению.

Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку позволяет говорить о том, что наличие элективного курса, определенная технология подготовки учащихся к аттестации, возможности школьного информационного центра помогают преодолевать трудности и добиваться положительных результатов: средний балл ЕГЭ по русскому языку в школе в пределах 3,6—3,8 баллов.



01:37 15.12.2016



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Рождённый ползать учится летать. Зачем?

Рождённый ползать учится летать. Зачем?

Для одних этот мир наполнен радостью, природа щедро одарила их редким даром управлять временем, умением расширять границы возможного и невозможного. Они легки на подъём, тянутся к новому и притягивают...
Что такое молекулярный пучок

Что такое молекулярный пучок

Чтобы понять, как он получается, нужно вернуться к картине движения молекул в газе. Из-за хаотичности столкновений траектория полета каждой молекулы представляет собой зигзагообразную линию. Для велич...
Так ли безвредны краски на наших стенах?

Так ли безвредны краски на наших стенах?

Не только астматики и аллергики, но и многие здоровые люди негативно реагируют на запахи некоторых красок. Находящиеся в них летучие соединения и химические элементы и после завершения ремонта продолж...
Литературный странник. Что почитать взрослым о детях?

Литературный странник. Что почитать взрослым о детях...

Недавно вступил в силу закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Он направлен на защиту детей от информации, отрицательно воздействующей на их психику....
Что ждет купившего квартиру без отделки?

Что ждет купившего квартиру без отделки?

Если вы приобрели квартиру в новостройке, то поначалу кажется, что из этой пустой коробки сделать что-нибудь приличное для жилья никогда не удастся. Что ж, вам предстоит ремонт квартиры без отдел...
Мой первый мужчина

Мой первый мужчина

Так уж получилось что я с детства любил секс в двух ролях. Я смотрел порнофильмы разных видов и разного содержания но после длительных мастурбаций моего члена я шёл в ванну и "добивал" попку. сначала ...
Может заинтересовать

Арбуз Арбузович, тыквы кум. Какова его биография?

С давних пор арбуз стал любимейшим летним кушаньем нашего народа — без всяких изысков: са...

Как поладить с няней

Если и стоит беспокоиться о чьем-то моральном состоянии в связи с выполнением няни своих обязанносте...

Цена на мобильный телефон. Оставайтесь в контакте.

Не тайна, что на сегодняшний день мобильные телефоны, мфу и коммуникаторы уже являются верными спутн...

Международный день защиты детей. Кому подарить кни

В первый день лета отмечается официальный праздник «День защиты детей». Громко и торжест...

Какой политик первым получил Нобелевскую премию ми

Прошедшая Нобелевская неделя в который раз удивила своими результатами. Премия за укрепление мира ме...

Как правильно положить ламинат

На подготовленное и очищенное от грязи и мусора основание укладывается полиэтиленовая пленка (см. п....

Где взять денег, когда их нет?

Современный мир дает человеку практически любые возможности для удовлетворения любых нужд: хотите&nb...

В Лондоне открылся ресторан для собак

Кухня Лилии, возможно не первый ресторан в мире для собак, но это - безусловно новинка. Собаки идут ...

Что дарят детям на Новый год?

«Уважаемый Дедушка Мороз. От всей души поздравляю тебя с Новым Годом. Желаю тебе быть всегда з...

Обзор Norton Internet Security 2010

Обзор этого антивирусного продукта я решил сделать, так как сам остановил выбор именно на нем. Почем...



О портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя широкий каталог познавательных и занимательных статей. Каждый посетитель отыщет для себя что-нибудь нужное. Адаптированный дизайн дает возможность вам максимально быстро находить подходящую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь найти нужную информацию стало просто.

Мы подобрали для вас полезные и отличные статьи. У нас сайте вы отыщите ответы на необходимые для вас вопросы. Простая система поиска дает возможность вам не тратя время отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Теперь, поиск актуальной информации будет занимать у вас секунды.